Команда исследователей во главе с Джонатаном Себатом (доктором философии, профессором психиатрии и профессором клеточной и молекулярной медицины в Калифорнийском университете) выявила генную мутацию, связанную с расстройством мозга, что открывает новый путь лечения современными методами.
Это исследование значительно повлияло на нейробиологию и способы лечения шизофрении, потому что обнаруженный ген — отличная цель для новых лекарств.
«В каком-то смысле этот ген – это то, что ждала фармацевтическая индустрия», — говорит Себат, который также является главой Центра молекулярной геномики и нейропсихиатрических болезней и членом института геномной медицины, так же в университете Калифорнии в Сан Диего. — «Деятельность гена может быть изменена синтетическими пептидами, и некоторые уже были разработаны».
Находка была опубликована в журнале Nature от 3 февраля.
Шизофрения – это хроническое, тяжёлое и подавляющее расстройство мозга, чьи симптомы включают: галлюцинации, бред и нарушение мышления. Считается, что оно вызывается факторами окружения, а также генетическими факторами. Известно, что заболевание встречается у 1 процента населения, или у 10 процентов, которые находятся в первом уровне родства с больным, то есть родителем или братом/сестрой.
Предыдущая работа Себата и его соавтора – Мэри-Клэр Кинг, профессора медицинской генетики в университете Вашингтона, открыла, что редкие мутации во многих частях человеческого генома вызывали увеличенную опасность развития шизофрении. Эти мутации состояли из копий версий CNV – типа генетической изменчивости, в котором количество копий различается между людьми. Находка была первым свидетельством того, что редкие мутации могут вызвать шизофрению, но тогда ген ещё не был определён.
Следующие исследования пошли гораздо дальше. Исследователи просканировали геномы 8290 людей больных шизофренией на наличие CNV и 7431 здоровых людей. «Мы нашли сильные связи разных частей в геноме», — говорит Себат. — «Некоторые из них были найдены ранее в других исследованиях, но мы заметили новую вещь: дупликации на конце хромосомы 7q были замечены у больных шизофренией в 14 раз чаще, чем у здоровых людей. CNV влияет на ген, важный для развития мозга – нейропептидный рецептор VIPR2».
Известный как вазиоактивынй интенсиальный пептидный рецептор 2, VIPR2 задействуется в нервной системе, включая мозг, кровяные сосуды и желудочно-кишечный тракт. Предыдущие исследования показали, что VIPR2 помогает регулировать создания и активность нейронов мозга. У мышей VIPR2 также играл важную роль в поведении, участвуя в обучении и режиме дневной активности.
Себат и его коллеги измерили выраженность гена VIPR2 в кровяных клетках пациентов и обнаружили, что люди с мутациями имели более яркую выраженность VIPR2 и более высокую активность рецептора. «Мы считаем, что эффектом мутации является повышение объёма вазиактивного интенсиального пептида сигнальных путей», - говорит доктор Себат.
Следующим шагом станет тест, который изучит, какие составляющие имеют положительные эффекты на мышиные, а какие на человеческие клетки, содержащие мутацию гена VIPR2