Говорят, время лечит раны, но ученые из Университета Калифорнии утверждают, что их лечит время, проведенное во сне.
Во время фазы быстрого сна или сна со сновидениями все стрессовые вещества в организме не вырабатываются, а все процессы мозга направлены на устранение негативных воспоминаний.
Выводы дают пояснение тому, почему люди с посттравматическими стрессовыми расстройствами видят ночные кошмары.
«Стадии сна со сновидениями, имея уникальный нейрохимический состав, обеспечивают ночную терапию, успокаивающее средство, который сглаживает острые края эмоциональных переживаний предыдущего дня», — сказал Мэтью Уокер, адъюнкт-профессор психологии и неврологии.
Ученые впервые взглянули эмоциональную функцию сна с быстрым движением глаз (REM) сна, который обычно занимает до 20% сна. Предыдущие исследования мозга показали, что этот сон нарушен у людей с посттравматическим стрессовым расстройством и депрессией.
«Во время быстрого сна воспоминания возобновляются, рассматриваются в перспективе и во взаимосвязи и интеграции, но во время этого состояния стрессовые нейрохимические вещества подавляются» — говорит Элс ван дер Хельм, докторант по психологии.
Тридцать пять здоровых молодых людей приняли участие в исследовании. Их разделили на две группы для просмотра изображений и изучения активности мозга.
Половина участников просмотра изображения утром и вечером, бодрствуя между двумя просмотров. Остальные смотрели изображения в вечернее время и на следующее утро после полного ночного сна.
У людей, которые спали между фазами эксперимента, эмоциональная реакция на изображения была снижена. Кроме того, МРТ показало резкое снижение реактивности в миндалине — часть мозга, которая обрабатывает эмоции. При этом «рациональная» префронтальная кора вернула контроль над эмоциональными реакциями участников.
Запись сна участников, просматривающих изображения вечером, показала, что сон REM, за счет снижения определенных электрических моделей активности, указывал на уменьшение уровня стрессовых нейрохимических веществ в мозге и расслабление после эмоциональных реакций, пережитых днем.
«Мы знаем, что во время быстрого сна происходит резкое снижение уровня норадреналина, химического вещества, связанного со стрессом. Перерабатывая пережитые эмоции в условиях нервно-химически безопасного уровня низкого норадреналина во время быстрого сна, мы просыпаемся на следующий день, и эти переживания не имеют прежней эмоциональной силы. Мы чувствуем себя лучше по отношению к ним, мы чувствуем, что мы можем справиться с ситуацией», — комментирует Уолкер.
Это исследование открывает новые возможности лечения посстравматических нарушений и подтверждает давно озвученную народную мудрость: утро вечера мудреннее.