Нейрофизиологи уже давно знают о существовании мозговых волн — ритмических колебаниях электрической активности, отражающей состояние мозга. Например, во время отдыха активность мозга замедляется до альфа-ритма — от 8 до 10 герц в секунду.
Разумеется, эти волны важны для когнитивных функций, таких как обучение и память. Исследование, проведенное в Массачусетском технологическом институте, показало, что переключение между двумя ритмами имеет решающее значение для обучения.
Ученые определили, что крысы учились покорять лабиринт, меняя активность в области мозга, которая контролирует формирование привычек, с быстрого и хаотического ритма на медленный и более синхронизированный. Это переключение сигнализирует о формировании привычки.
Эта статья сосредоточена на бета-волнах, которые имеют колебания от 15 до 28 герц, и высоких гамма-волнах, которые варьируются от 70 до 90 герц. Бета-группа связана с отсутствием движения, и гамма — с повышенным вниманием.
Ранние лаборатории показали, что активность базальных ганглиев имеют решающее значение для формирования привычек. Их нижняя часть является необходимой для реакций на боль или удовольствие, а также активно участвует в формировании зависимости.
Активность мозга крыс измерялась, пока они бежали по Т-образному лабиринту, поворачивая направо и налево в ответ на звук. Если они делали все правильно, то в конце лабиринта получали молочный шоколад. Когда крысы скушали сладкое, рассеянная гамма-активность сменилась короткими всплесками сигналом бета-волн. А сигналы в вентральном стриатуме стали координированными.
Открытие позволяет предположить, что во время обучения высокочастотная активность внешних нейронов вентрального стриатума посылает сообщения остальной части мозга, подталкивая его к обучению. Когда привычка сформирована, активность гамма гасится бета-колебаниями.
Ученые собираются определить нейроны, участвующие в процессе. Их выявление поможет создать способ помочь в борьбе с наркоманией, как самой вредной формой привычки.