Все клиники Москва
Консультация

Распространенность рака яичка увеличивается

За последние 30-40 лет заболеваемость раком яичка возросла более чем в 2 раза; параллельно с этим, как показано в этом обзоре [1], возросла заболеваемость в Европе.

Было обнаружено формирование когорты по рождению, то есть увеличение частоты заболевания у мужчин, родившихся в определенном году. Это указывает на влияние пренатальных или перинатальных факторов, определяемых как нарушающие гормональный баланс, а также наследственной предрасположенности к данному заболеванию. К этим факторам можно добавить влияния на мать во время беременности, например, повышенный уровень эстрогенов, возраст матери, небольшое количество детей, а также курение и факторы диеты. В многочисленных исследованиях случай-контроль курение матери не было значимо связано с риском рака яичка, тем не менее, может влиять курение отца. В действительности, подвижность сперматозоидов, которая значительно снижается при контакте с семенной плазмой курильщика, удивительно быстро восстанавливается при помещении в семенную плазму некурящего или даже среду Ham's F10 [2]. Субфертильность уже давно связывают с риском рака яичка; однако причины такой связи остаются не до конца ясными. Известно, что крипторхизм повышает риск рака яичка; тем не менее, поскольку этиологические влияния на крипторхизм составляют около 10%, его нельзя рассматривать как меняющийся фактор [3]. По-видимому, стоит обратить внимание на современные социальные тенденции, например, возраст родителей (показатели спермы ухудшаются с возрастом), образ жизни и повышением уровня психологических стрессов. В то же время, появление в доступности более тонких методов (например, исследование мРНК сперматозоидов) поможет выявить причины идиопатического бесплодия, а также последствия влияния факторов среды на риск рака яичка [4].

В данном обзоре выявлено некоторое различие в частоте рака яичка между странами севера и юга Европы. Это может отражать реальное эпидемиологическое различие, связанное с несколькими классическими факторами, например, генетическими, диетой, образом жизни и т.п. Также может влиять различие источников данных. Поскольку поиск литературы, который дает подробную информацию в северных странах, не работает в южных, информацию брали из реестров заболеваемости. Подобные реестры в Испании, Италии и Португалии были созданы только в 1970-х и 1980-х годах, и они еще не охватывают равномерно все регионы этих стран. Кроме того, способы кодирования заболеваний различаются в разных странах и со временем меняются, когда вводят новые подразделы. Географические различия в частоте бесплодия совпадают с таковыми для рака яичка. Создается ощущение, что причины этих состояний связаны и, возможно, даже совпадают. Репродуктология более развита в странах с высоким уровнем жизни, поэтому частота рака яичка, а именно, рака in situ, как и следовало ожидать, выше в странах, где лечение бесплодия, а также связанные с ним ультразвуковое исследование яичек, биопсия и создание банка спермы более доступны населению. Таким образом, в южной Европе частота рака яичка, вероятно, недооценивается.

Несмотря на то, что яичко – видимый орган, доступный пальпации, следует учитывать, что рак яичка не имеет других симптомов, кроме болезненного уплотнения. Как справедливо замечено в данном обзоре, следует лучше информировать о распространенности этого заболевания врачей, задействованных в диагностике и лечении рака яичка. Более того, циркуляция информации должна быть усилена за счет врачей общей практики, семейных врачей, врачей в государственных учреждениях и военных врачей, поскольку они часто первыми консультируют население, особенно в сельских районах стран со слабо развитой индустрией. Учитывая, что рак яичка – редкое заболевание, информации о нем так же мало, поэтому в ней существует большая потребность.

Наряду с этим обнаружено значительное различие в соотношении между частотой появления новых случаев рака яичка и количеством смертей за год с разбросом от одной смерти на 5-6 новых случаев в 2002 году в мире до одной смерти на 20–22 случаев, как ожидается в этом году в США [5], [6]. Следует отметить, что в Германии в 2001 году смертность от рака яичка была в два раза выше, чем в США [7]. Среди основных причин такого большого различия между странами – поздняя диагностика. Промедление с диагнозом коррелирует с поздними стадиями [8]. Это может быть результатом неверной или неполной информированности как со стороны больных, так и со стороны врачей. Так что пусть распространяются знания, а не болезни!

Ссылки

1. Huyghe E, Plante P, Thonneau PF. Testicular cancer variations in time and space in Europe. Eur Urol. 2007;51:621–628.
2. Zavos PM, Correa JR, Antypas S, et al.. Effects of seminal plasma from cigarette smokers on sperm viability and longevity. Fertil Steril. 2001;75:1039–1040.
3. Richiardi L, Bellocco R, Adami HO, et al.. Testicular cancer incidence in eight northern European countries: secular and recent trends. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev. 2004;13:2157–2166.
4. Schatten GP. Sperm mRNA. What does daddy do?. Lancet. 2002;360:742.
5. Chung P, Warde P. Surveillance in stage I testicular seminoma. Urol Oncol. 2006;24:75–79.
6. Jemal A, Siegel R, Ward E, et al.. Cancer statistics. CA Cancer J Clin. 2006;56:106–130.
7. Bosl G, Motzer RJ. Testicular germ cell cancer. N Engl J Med. 1997;337:242–253.
8. Schrader AJ, Ohlman CH, Rossmanith S, et al.. Impact of evidence-based interdisciplinary guidelines on testis cancer management. Cancer. 2006;106:313–319.

Massimo Maffezzini
Department of Urology, S.C. Urologia, Ospedale Galliera, Mura delle Cappuccine 14, 16128 Genoa, Italy

7 января 2008 в 21:30