Исследователи Бригхема из женской больницы Массачусетса и университета Питсбурга определили клетку у полосатых перцин, которая может быть трансплантирована от одной рыбы к другой, чтобы восстановить нефроны, обеспечивая возможность улучшения функций печени. Эти находки опубликованы в 3 издании журнала Nature.
Примерно 10 процентов от населения Соединённых Штатов могут иметь какую-либо форму заболевания почек, а 450 тысяч пациентов имеют терминальную стадию заболевания почек и нуждаются в гемодиализе.
На данный момент, пятилетние показатели выживания пациентов на диализе равны 33%, что хуже, чем у больных различными формами рака. Эпидемия почечной недостаточности вызвана ожирением, плохим питанием, недостатком физической нагрузки, диабетом и высоким давлением. Также есть свидетельства, что задержка внутриматочного роста и малый вес при рождении, либо недоношенность, уменьшают количество нефронов в каждой почке, что увеличивает риск повышенного давления и почечной недостаточности, когда эти дети становятся взрослыми. Затраты на лечение последней стадии почечной недостаточности сейчас равны 32 миллиардам долларов и скорее всего удвоятся в следующем десятилетии.
Одна из причин почечной недостаточности довольно проста: люди не могут вырабатывать новые нефроны, основную фильтрующую единицу печени, после 36 недели беременности. В сравнении многие не млекопитающие позвоночные продолжают вырабатывать нефроны всю жизнь и вырабатывать нефроны во время почечной недостаточности. Изучение таких не млекопитающих позвоночных, как полосатая перцина; процесс регенерации и причина, по которой млекопитающие потеряли эту возможность – одни из главных вопросов биологии.
В совместном исследовании ученые впервые определили и характеризовали клетку-прародитель у почки взрослой полосатой перцины, которая может быть трансплантирована от одной рыбы к другой и производить новые нефроны.
Главный автор доктор Алан Дэвидсон говорит «Мы надеемся в конечном счёте преодолеть видовые барьеры и понять почему схожие клетки почек присутствуют у людей и мышей, но пропадают ко времени рождения». Группы планируют продолжить изучение полосатой перцины и применить свои данные к мышиной модели и, в конечном счёте, к человеческой.