Известие о том, является ли произведение искусства подлинным или репродукцией изменяет реакции мозга на визуальное содержание картины, обнаружили ученые Оксфордского университета.
Четырнадцать участников проходили сканирование мозга во время просмотра картин Рембрандта — некоторые были подлинными, а другие — убедительными имитациями. Сигналы мозга зависели от подлинности картины. Тем более, эффективность воздействия изображения не менялась в зависимости от того, была ли картина по-настоящему оригиналом.
Профессор Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета, заявил: «Наши данные подтверждают, что искусствоведы, критики и широкая общественность долгое время полагали, что всегда лучше думать, будто мы видим подлинную картину. Исследование показывает, что наше восприятие искусства не является рациональным, и даже когда мы не можем различать две работы, знание о том, что одна из них написана известным художником заставляет реагировать на нее иначе. Тот факт, что люди путешествуют по галереям мира, чтобы увидеть оригинальную живопись предполагает, доказывает разумность этого вывода».
Когда людям говорили о том, что перед ними подлинник, активность в мозге, связанной с наградами, возрастала. Эта область также активируется при дегустации вкусной пищи или выигрыше в казино. Если говорят, что картина — это репродукция, то возрастает активность в областях мозга, участвующих в планировании. Участники сообщили о том, что они пытались угадать, как эксперты определили, что перед ними не подлинник.
Эндрю Паркер, профессор физиологии комментирует исследование так: «Полученные данные подтверждают мысль о том, что когда мы делаем эстетические выводы, то подвергаемся различным влияниям. Но мы не можем сформулировать все сразу. Некоторые выводы попросту недоступны для простого самоанализа, но их присутствие обнаруживается сканированием мозга. То есть, различные участки мозга взаимодействуют, чтобы сформировать суждение, а не только та область, которая отвечает за вкус».