Постоянная борьба между геномом отца, программирующим рождение крупного ребенка, и организмом матери, сдерживающим рост плода для нормальных родов, и является причиной преэклампсии.
Плод должен был большим, чтобы развиваться, но и оставаться такого размера, чтобы пройти через родовые пути. Ученые из Йельского университета описали, что это противоречие лежит в основе осложнений беременности.
Битва идет между маткой и плацентой, состоящей из клеток трофобластов. Они находятся под контролем генов отца. Дж. Харви Климан, научный сотрудник в кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивных наук, наблюдал, как плацента обманывает матку, чтобы иммунная система не атаковала трофобласты, которые пытаются увеличить поток крови к плаценте. Если плацентарный обман нарушается, то у женщины развивается преэклампсия. Это состояние приводит к высокому артериальному давлению и появлению белка в моче.
Плацента служит для поступления питательных веществ от матери к плоду. При нормальной беременности специальные инвазивные трофобласты покидают плаценту и вторгаются в ткани матери, чтобы разрушать стенки ее кровеносных сосудов. Это позволяет крови направляться в плаценту, в результате чего плод становится крупнее.
Но лимфоциты иммунной системы женщины постоянно уничтожают инвазивные трофобласты. Плацента, в свою очередь, обманывает женский иммунитет, выпуская жидкость, чтобы отвлечь лимфоциты.
Отвечает за этот процесс плацентарный белок 13 (РР13) или галектин 13 в крови матери. Он проходит через ее вены в полость матки под плацентой. Там он достигает венозного сплетения и привлекает внимание иммунной системы воспаление. Так развиваются небольшие очаги некроза — отмирания клеток.
«Мы считаем, что поддержание этого баланса может быть ключом к здоровой беременности без преэклампсии», — говорят ученые.